Дорожные ловушки - МИГ ЮИД Воронеж

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Информ. портал > Педагогам > Уроки по ПДД

Правила дорожного движения. Дорожные ловушки.

6 класс.


Цели:
Расширить знания детей о правилах дорожного движения, учить видеть дорожные « ловушки», находить способы их преодоления.
Развивать представление детей о правилах дорожного движения, показать их соблюдения, развивать осмотрительность.
Воспитывать дисциплинированность на дорогах.
     

Оборудование: тема занятия на доске, картинки с ситуациями 1,2,3

Ход занятия.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель.     
Вот и  пролетели летние каникулы. Многие из вас уезжали отдыхать, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от суеты, множества машин и оживленных улиц. За это время вы, возможно, подзабыли правила дорожного движения
законы улиц и дорог. Каждый день на улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев.
И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что вы на длительное время можете попасть в больницу, отстать по учёбе и уж самое страшное погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А сколько волнений для родителей и родственников.
Поэтому сегодня мы поговорим с вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход.

  Тема нашего занятия: « Правила дорожного движения. Дорожные « ловушки»».

Основная часть.
Доклад ученика.
« Дорога
это жизнь» - считали ещё в древности.  
Археологические раскопки  свидетельствуют, что хорошо обустроенные  мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Живущие там люди,  занимаясь гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. В Ассирии и Вавилоне для покрытия дорог использовали обожжённый кирпич, песок и гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны. Могущественные государства могли тратить на их строительство и ремонт значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в упадок. В Китае,  ещё до нашей эры появилась первая сеть дорог и каналов. Строились небольшие дороги и шоссе со специальными полосами для более важного транспорта. Существовали правила дорожного движения и ограничения скорости, способы разъезда транспорта в сложных ситуациях, стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли высокого уровня в строительстве дорог и мостов. Дороги были гордостью римлян. Они называли их именами великих людей. Дороги состояли из несколько слоёв толщиной до одного метра. Снизу укладывались крупные необработанные камни , а сверху
тщательно подогнанные каменные плиты. Это было прочно и удобно для езды. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки и « пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения. Во многих городах днём движение транспорта было запрещено. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в  10-11 веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в 14 веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.
Беседа.
Учитель.  
Любое дорожно-транспортное происшествие предполагает  дорогу, транспорт и людей как место события. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Что же такое  «дорога»? Дайте определение.
Дети.
1) Дорога
это проезжая часть.
2) Дорога
это участок земли, покрытый асфальтом, по которому передвигается транспортные средства и люди.
Учитель.  
Дорога
это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть.  Что называют проезжей частью?
Ученики.   
Проезжая часть
это участок дороги, по которому передвигается транспорт.
Учитель.
Проезжая часть, или мостовая
это основная часть дороги, предназначенная для проезда транспорта.
Учитель записывает определение на доске.
Учитель.  
Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами. Что такое обочина?
Ученики.   Обочина
это крайняя часть дороги.
Учитель.   Обочина
часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части.
Учитель записывает определение на доске.
Учитель. Для чего она служит?
Дети.    Для движения пешеходов, остановки автомобилей.
Учитель.  Как нужно идти по обочине, по направлению движения транспорта или навстречу? Почему?
Дети. Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть приближение автомобилей  и заранее отойти в сторону.
Учитель. Что такое « островок безопасности»?
Ученики. Это участок проезжей части, на которой можно стоять пешеходам.
Учитель. Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора. Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо быть внимательным, лучше стоять подальше от проезжей части и сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не на соседа и, тем более, группу. Лучше посмотреть на дорогу : если безопасно
переходить.
Что такое перекрёсток?
Ученики. Перекрёсток
это пересечение дорог.
Учитель. Место пересечения улиц и дорог называется перекрёстком. Это самое опасное место. Наибольшее число дорожно- транспортных происшествий
столкновений, наездов  ,несчастных случаев происходит именно здесь. И это легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Как регулируется перекрёсток?
Ученики. Светофором, регулировщиком, дорожным знаком.
Учитель. А если это нерегулируемый перекрёсток, как его можно переходить?
Ученики. Если есть подземный переход, то через него, если нет, внимательно осмотревшись, идти через дорогу.
Учитель. Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли без задержки двигаться дальше, установлен строгий порядок: он определяет очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо по подземным , либо по пешеходным переходам Пешеходный переход специально обозначен прямо на дороге разметкой типа « зебра» и специальным знаком « Пешеходный переход» - синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике нарисован чёрный силуэт человека, идущего по « зебре».
Учитель демонстрирует рисунок знака.
Учитель. Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрёстках по линии тротуара или обочин. На дорогах же населённых пунктов пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит?
Ученики. Это значит, что не наискосок, прямо.
Учитель. То есть, по самому короткому пути, и в таких местах, откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Для регулировки движения на перекрёстке стоит милиционер
регулировщик или светофор. Первый светофор появился на улице 5-я авеню в Нью Йорке в середине 1920-х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в жёлтый, красный и зелёный цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зелёному полю водитель имел право ехать, попала на красный движение остановилось, Существует ещё один вид перекрёстков железнодорожные переезды, место, где автомобильная дорога пересекается с железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги?
Ученики.  Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости.
Учитель. Это очень опасный участок дороги, так как поезд останавливается значительно медленнее, чем мотоцикл, автомобиль и даже автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрёстки бывают регулируемыми ( там где стоит регулировщик или светофор) и нерегулируемыми на улицах с односторонним и двусторонним движением, так и переезды существуют охраняемые ( с будкой дежурного) и неохраняемые, оборудованные специальной сигнализацией и шлагбаумами и необорудованные, с одним или несколькими путями.
Ребята, а есть какие
нибудь особенности  перехода улицы в тёмное время суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не успеваете? О чём нужно помнить?
Ученики. Переходить улицу только на зелёный свет, стараться не ходить по обочине дороги, пользоваться тротуаром.
Учитель. Что делать, если нет светофора?
Ученики. Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда переходить.
Учитель. В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными и осторожными. Очень сложно определить скорость движущейся машины в темноте. К тому же  водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время тем более сложно  увидеть человека переходящего дорогу.

2.2 Решение ситуативных задач.
Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах и попробуем разобраться как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно
транспортного происшествия.
Посмотрите внимательно на рисунок №1.
Вы вышли из автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно?
Ученики. Нужно обойти автобус сзади.
Учитель.  Почему?
Ученики. Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперёд, водитель может не заметить ребёнка, обходящего автобус спереди, а также ребёнок, переходя таким образом дорогу будет незаметен и для водителя автомобиля,  идущего вслед за автобусом.
Учитель. Действительно, трагедии избежать в данном случае вряд ли удастся. Тем более, если учесть, что водитель автомобиля, идущего вслед за автобусом не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему не удастся. Об этом нужно помнить и когда вы выходите на проезжую часть из
за  угла дома, других сооружений, деревьев, из за стоящих машин. А какая опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади?
Ученики. По встречной полосе может ехать машина на большой скорости.
Учитель. Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади.
Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили её перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать, когда автобус отойдёт или , переходя дорогу, отойти от него как можно дальше. Умейте предвидеть скрытую опасность.
Вы должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам  и только тогда переходить.
Рассмотрим ситуацию под № 2.
На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы им или решите перебежать улицу, тем более машин не так уж и много?
Ученики. Лучше воспользоваться подземным переходом.
Учитель. Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу, друг  может скрыться из виду: зайти куда
нибудь  или затеряться в толпе.
Ученики. Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь сделали подземный переход.
Учитель. Вы абсолютно правы. Скорее, в этом месте нет ограничения скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а значит, водитель никак не ожидает того, что  кто-то будет идти или бежать через проезжую часть и, как мы уже говорили, остановить автомобиль мгновенно невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом из-за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чём не повинные люди.
Рассмотрим ситуацию № 3.
Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зелёный свет. Большинство пешеходов уже перешли дорогу.  Как вы поступите: будете догонять их или подождёте, пока не загорится зелёный свет в следующий раз?
Ученики. Можно подождать, можно перебежать, ведь зелёный свет ещё горит.
Учитель. Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также проверки вашей быстроты и ловкости. На ней часто встречается множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы добежите до середины проезжей части, может загореться красный свет, бежать вперёд или назад крайне опасно. Вы должны будете дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора стоя посередине проезжей части. А это сами понимаете, небезопасно.  К тому же сразу после включения зелёного света для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами, и шофёр которого не видит пешехода. Если уж пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимся к вам справа и слева.
Итог занятия.
Учитель. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Ученики. Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что перекрёсток
одно из самых опасных мест на дороге и т. д.

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню