«Колесо безопасности» - МИГ ЮИД Воронеж

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Информ. портал > Педагогам > Уроки по ПДД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»

Методическая разработка учебного занятия
в рамках городского конкурса для педагогов ОУ
«Формирование культуры безопасного поведения на дороге средствами учебных предметов»
« Колесо безопасности»
( русский язык, урок комплексного повторения изученного в 8 классе)

Номинация: « Необычный урок»

Подготовил: Седова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г.


Тема: «Колесо безопасности»
(урок комплексного повторения изученного в 8 классе)
Форма урока: урок-практикум
Цели урока:
Образовательная – закрепить умения и навыки работы с грамматической основой, видами осложнений предложения; актуализировать знания по лексике, орфографии.
Развивающая – развивать познавательные умения при работе с текстом, раздаточным материалом; развивать навыки правильного безопасного поведения на дороге.
Воспитательная – формирование безопасной ответственности; обеспечение творческой активности при создании синквейна и памятки для велосипедистов.
Задачи : обобщить и закрепить умения и навыки работы с орфографией и синтаксисом; дать мотивацию к желанию стать грамотным велосипедистом и пешеходом.
Интеграция образовательных областей: литература, социализация, основы безопасности жизнедеятельности.
Материальное обеспечение: компьютерный проектор, презентация, таблички с названиями групп, бейджи для участников группы «Пресс-служба» (сидят за отдельным столом). На видном месте помещаются шлем, наколенники, брелок-светоотражатель, велосипедные катафот и звонок (будет возвещать о начале и окончании времени, отведенного на выполнение задания).
Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал: на каждый стол памятка «Построение синквейна», памятка для пешехода, листы с фрагментом из рассказа «Укрощение велосипеда» М.Твена, мультфильм "Укрощение велосипеда" (Экран, 1982 г.) , маршрутный лист по стране “Дорожная безопасность”.
Предварительная работа: Выявление детей, имеющих велосипеды. Детей, у которых пролегает маршрут от дома до школы по опасным дорожным участкам – именно их в первую очередь привлечь к подготовке занятия. Сформировано 3группы: пешеходы, велосипедисты и пресс-служба (участники третьей группы подбирают к уроку статистические данные и занимательный материал по ПДД).
1.Организационный момент.
2. Включение учащихся в деятельность: (словарная диктовка: «проспект», «пешеход», «водитель», «участник дорожного движения», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходный переход», «велодорожка» «регулировщик», «дорожно-транспортное происшествие» с последующей проверкой слов на экране) Вопрос: какой темой объединены данные слова? Ответы детей: дорога, правила движения.
3 Сообщение темы и цели урока
Учитель: Обратимся к фразе, записанной на доске: « Соблюдение правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья». Согласны ли вы с ней? Кто уже догадался, на каком материале сегодня будет основано повторение изученного? (ответы детей). Город постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения, а чтобы не омрачить предстоящий летний отдых бедой, весь урок мы сегодня построим на материале, посвященном правилам дорожного движения. Итак, «Колесо безопасности» начинает вращаться.
Учитель: В ходе урока от пресс-службы мы будем получать интересную дополнительную информацию.
Пресс-служба: Каждые сутки на дорогах России происходит более 430 дорожно-транспортных происшествий. Ежедневно на дорогах погибают и получают травмы около 600 человек. Каждый восьмой пострадавший - ребенок или подросток. Около 30% дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит недалеко от дома.
4. Фронтальный опрос
Учитель. Несчастье можно предотвратить. Надо знать секрет безопасности. Только что сообщили: в результате ДТП рассыпалось предложение. Чтобы его восстановить, давайте вспомним, а что такое предложение?
Дети. Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Могут быть односоставные и двусоставные.
Учитель. Измените предложение так, чтобы подлежащее и сказуемое поменялись местами. Объясните постановку тире.
Ученики. «Необходимое условие сохранения жизни и здоровья -
соблюдение правил дорожного движения» (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже).
Учитель. Молодцы! Запишите это предложение в тетрадь, соблюдая все правила правописания(1 ученик на доске делает синтаксический разбор). Выписать словосочетания, определить тип подчинительной связи.
Учащиеся работают в тетрадях.
Учитель. Закончите предложение: «“Проезжая часть – это….. элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств». (1вариант – определяет грамматическую основу предложения, составляет его характеристику, а 2-й – объясняет постановку знаков препинания, составляет его схему).
Какое это предложение - простое или сложное?
Какой часть речи являются в предложении слова: проезжая, предназначенная, это?
4.1 Лексическая работа в группах: кто быстрее соотнесет значение и понятие и составит с этими словами по 3 словосочетания с разными типами связи (согласование, управление, примыкание):
1) пешеходная дорожка, по которой можно пересекать дорогу пешеходу (зебра).
2) часть дороги, отведенная специально для пешеходов (тротуар).
3) показывает, что железнодорожный путь свободен. (семафор , сема - знак).
4) должностное лицо, осуществляющее надзор за действием и выполнением правил дорожного движения (автоинспектор).
5) устройство обеспечения безопасности на дороге белого, желтого и красного цветов из световозвращающего материала (светоотражатель, катафот).
«Пресс-служба» сообщает: катафо́т (др.-греч. κατα- — «назад; вниз» + φως, fos — «свет») - устройство обеспечения безопасности, широко применяемое в дорожном строительстве и транспорте. Световозвращатель или оптическое устройство, отражающее свет обратно к освещающему его источнику независимо от угла падения света на поверхность. Ими оборудуются все транспортные средства и опасные участки дорог. Изготавливается из стекла или пластмассы.
Местом изобретения катафота принято считать Великобританию. Наиболее широко катафоты применяются на велосипедном и автотранспорте для обозначения габаритов.

6) Это слово составлено из двух частей. Первое слово вам хорошо знакомо. А второе произошло от греческого слова “ФОРОС”, что означает “НЕСУЩИЙ”, а вместе значит “НОСИТЕЛЬ СВЕТА” ( “СВЕТОФОР”).
А для чего он используется?
Ученики. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.(Слайд).
«Пресс-служба»: Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929 году: человек стоял в определённом месте и поворачивал стрелку на нужный сигнал светофора на трехцветном круге. (Слайд)
Учитель. Нужно ли понимать сигналы светофора?
Дети. Да, они помогают безопасно перейти дорогу. Дорогу можно переходить только на зеленый свет.
Учитель. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них?
Запишем под диктовку предложение и сделаем его пунктуационный разбор ( 1 чел. у доски работает, остальные - в тетрадях, проверка): « Зная сигналы светофора, мы можем избежать опасности на дороге и сохранить свою жизнь».
А теперь вспомним, как надо переходить дорогу. 1 человек из группы «Пешеходов» проводит физкультминутку.
5. Физкультминутка.
Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге – раз! (Шагают на месте.)
Смотрим влево, смотрим вправо,
И ещё налево – два! (Повороты головы.)
Нет машин – шагай вперёд,
Начинаем переход! (Шагают на месте.)
6. Повторение изученного материала.
Учитель. Ребята, о каком виде транспорта идет речь в моей загадке?
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед).
У американского писателя Марка Твена есть юмористический рассказ «Укрощение велосипеда» о том, как с необыкновенным упорством один мальчик учился ездить на велосипеде (просмотр фрагмента мультфильма). Прочитайте отрывок из текста и сделайте его комплексный анализ.
«…. Правда, я бы мог выучиться и один, без учителя, только это было бы рискованно: я от природы неуклюж… Я вовсе не старался переехать собаку. Однако все собаки, которые мне встречались, попадали под мой велосипед. Тут, конечно, разница немалая. Если ты стараешься переехать собаку, она сумеет увернуться, но если ты хочешь ее объехать, то она не сумеет верно рассчитать и отскочит не в ту сторону, в какую следует. Так всегда и случалось со мной. Я наезжал на всех собак, которые приходили смотреть, как я катаюсь. Им нравилось на меня глядеть, потому что у нас по соседству редко случалось что-нибудь интересное для собак. Немало времени я потратил, учась, объезжать собак стороной, однако выучился даже и этому… Купите себе велосипед. Не пожалеете, если останетесь живы».
1. Определите стиль и тип речи текста.
2. Выпишите слова с орфограммой «Чередование гласной буквы в корне»
3. Выпишите все вводные слова, которые встречаются в тексте.
4. Задание по группам: для 1-ой - выписать все простые глагольные сказуемые; для 2-ой группы - составные глагольные сказуемые; для 3-ей – составные именные.
5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и однородными членами предложения.
После проверки задания снова сообщение «Пресс-службы»:
В 1493 году гениальный художник Леонардо да Винчи сделал чертеж машины, приводимой в движение с помощью педалей.(Слайд) Велосипед с латинского означает «быстроног». А в русском языке одно из первых названий велосипеда было: «костотряс».
Учитель. Последняя фраза рассказа М. Твена стала афористичной. Но кроме иронии, в ней скрыто и предупреждение. Велосипед - это транспортное средство, при управлении им необходимо соблюдать правила. Какие? Подумаем и составим памятку (5-10 предложений). В качестве образца, возьмем памятку для пешехода (читают ее по цепочке вслух). Какие предложения здесь в основном использованы? (побудительные, неполные, односоставные: определенно-личные и безличные). Что включить в содержание? Подсказкой для вас могут служить представленные атрибуты велосипедиста и личный жизненный опыт.
(Группы работают над вариантом памятки. По звонку-сигналу идет его представление. После коллективного оценивания и с помощью учителя вносятся коррективы. Лучшая памятка с точки зрения грамматики и информативности отправляется в печать (задание одному из учеников) и помещается на стенд в уголок класса.
7. Обобщение и подведение итогов
8. Рефлексия
Сформулировать свои ощущения от урока в форме синквейна – пятистишья, которое строится по определенной схеме (1строчка – тема - слово существительное; 2- 2 слова прилагательные или причастия – описание темы; 3- три слова-глаголы –действия, относящиеся к теме;4 – 4 слова, фраза, показывающая отношение автора к теме в 1-ой строчке; 5 – слово синоним, который повторяет суть 1-ой строчки, обычно существительное). Продукт урока -синквейн на листочках – стикерах - размещается на доске всеми желающими: зачитывая, они заполняют круг-«колесо безопасности».
Примеры синквейна:
Велосипед.
Двухколесный, спортивный, оснащенный.
Везет, мчит, доставляет радость.
Исправный.
Транспортное средство.
---------------------------------
Пешеход.
Веселый, внимательный, ответственный.
Переходит по зебре.
Правильный.
Участник движения.
9. Домашнее задание.
Заполнить маршрутный лист.
Маршрутный лист учени_____ класса ______ по стране “Дорожная безопасность”.
Словарная работа (объясните значения слов, подберите однокоренные слова, запишите с ними словосочетания или предложения)
Экстремальный_____________________________________
Велотренажер________________________________________
Путешествие__________________________________________
Безопасный_________________________________________
Мотороллер__________________________________________
Закончите предложение: “Дорожная безопасность – это _______________________________”
Объясните ситуацию.
Чтобы собраться на велопрогулку, надо сначала:
А) проверить исправность велосипеда;
Б) ознакомиться с правилами;
В) одеться соответственно .
Запишите последовательность ваших действий:_________________________________________
Задание: записать значение фразеологизмов:
А) Изобретать велосипед;
Б) Вставлять палки в колеса;
Г) Пятое колесо в телеге;
6. Чтобы сохранить жизнь и здоровье, надо ... Попробуйте закончить фразу:
А) надо уметь______________________________________________________________
Б) надо знать_______________________________________________________________
В) надо действовать_________________________________________________________
Г) надо стремиться__________________________________________________
10. Итог урока.
Учащиеся получают брелоки-светоотражатели за отличную работу на уроке.
Учитель: Ребята, каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Помните основные правила и не нарушайте их.

Приложение
Памятка пешехода

1. Пешеход должен двигаться по тротуарам, держась правой стороны.
2. За городом, где нет тротуаров, пешеход может идти по обочине навстречу транспорту.
3. Переходить дорогу следует по пешеходным переходам, а где их нет — на перекрестках по линии тротуара или обочины.
4. Если на переходе установлен светофор, переходить дорогу надо на его зеленый сигнал.
5. Переходя дорогу, нужно сначала посмотреть налево, дойдя до середины, — направо, если машин нет, — продолжить переход.
6. Нельзя перебегать дорогу перед движущимися машинами, играть на проезжей части, отвлекаться на другие дела при переходе улицы.
Материал с сайта http://iEssay.ru

Памятка велосипедиста
1. На велосипеде можно передвигаться по проезжей части только с 14 лет.
2. Используйте средства защиты: велосипедный шлем, наколенники и налокотники.
3. Велосипед должен быть исправным и оснащен звонком на руле и катафотами для передвижения в темное время суток.
4. Нельзя ездить, не держась за руль.
5. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе или по обочине, если это не создает помех пешеходам.
6. Пересекать проезжую часть по зебре на велосипеде нельзя.
7. Ездить только на зеленый свет, не обгонять справа, пропускать пешеходов.
8. Сообщать другим участникам движения о намерении повернуть или перестроиться. Вытянутая рука направо — это поворот направо, левая рука – налево; рука, поднятая вверх - остановка.
9. Будьте внимательными: на дорогу могут выбежать кошки и собаки.
10. Не отвлекайтесь: не слушайте музыку в наушниках, не говорите по телефону, не посылайте SMS во время движения.
Соблюдение правил дорожного движения - условие сохранения жизни!

 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню