«Слова – средства выразительности в речи» - МИГ ЮИД Воронеж

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Информ. портал > Педагогам > Уроки по ПДД
МБОУ СОШ №47
Номинация: «необычный урок»


Урок по литературе на тему:
«Слова – средства выразительности в речи»


Выполнила: Бабурина Н.А.
Должность: учитель русского языка
и литературы.
Возрастная группа: 11-12 лет (5 класс)


Воронеж 2015
Цели:
-Образовательные: дать понятие «тропов»: эпитетов, олицетворения, метафоры. Отработать навыки нахождение тропов в тексте.
- Развивающие: развивать умение пользоваться тропами в устной и письменной речи.
- Воспитательные: формировать представление о богатстве языковых средств; с помощью текстов о ПДД пробудить желание знать правила дорожного движения и соблюдать их.
Слова – средства выразительности в речи
1. Орг. Момент. Определение темы и цели урока. Приветствие
Сейчас отгадайте загадку, и мы попробуем сформулировать тему нашего урока.
- Что такое загадка?
Загадка – жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки.
У полоски перехода,
На обочине дороги
Зверь трехглазый одноногий
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
(Светофор)
- Что же это? (Да, вы правильно отгадали).
Скажите, а описание самого светофора в этой загадке вам понравилось? Чем же? (Он как будто живой, как зверь, разговаривает)
- Правильно, как вы считаете, с помощью чего же автор достигает такого эффекта? (с помощью специально подобранных слов, которые делают светофор не просто предметом, а живым существом)
- Да! Ребята! Такие слова называются средства выразительности.
- Так кто же мне сможет сформулировать тему урока? (Тема нашего сегодняшнего урока: «Слова – средства выразительности в речи»).
2. Объяснение нового материала.
В литературе есть следующие средства выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота и другие. На примере еще одного стихотворения попробуем разобраться в этих новых определениях.
Он и вежливый и строгий.
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)
- Ребята как вы думаете, какой теме будут посвящены все сегодняшние тексты? (ПДД).
- А как вы догадались? (Уже вторая загадка про светофор)
- А как вы считаете, почему именно светофор? (именно он главный герой до-рожного движения!)
- Молодцы! Какие же качества вы можете здесь выделить? (Он вежливый, строгий, главный командир.)
- Как же называются данные определения в литературе? Ребята! Это эпитеты.
Эпитет – это образное, необычное, неожиданное определение, обычно выра-женное прилагательным или наречием образа действия. Яркое образное определение.
Автор применяет и другой интересный прием. Вы заметили какой? (он оживляет светофор)
- Где обычно вы видите оживленные предметы? (В мультфильмах).
- Правильно! В литературе этот прием называется олицетворением.
Олицетворение – перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как о человеческих существах.
Ребята! А с кем автор сравнивает светофор на широкой улице? (С командиром)
- Хорошо, такое скрытое сравнение без слов как будто, словно, как – называют метафорой.
Метафора – это перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства. Скрытое сравнение. Сравнение же – это оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. Сравнение выявляет не любой, а важный признак сравниваемых объектов.
Ребята сейчас на экранах появится стихотворение С. Михалкова «Скверная история». Мы его прочитаем и подумаем над названием, попробуем найти средства выразительности. Может вы увидите что-то новое?
3. Закрепление нового материала
СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ С.Михалков
Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута —
Случилась бы беда.

И взрослые и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя —
Хвастун и озорник.
Кто же главный герой? (Петя)
-Какие характеристики дает ему автор? (Хвастун и озорник)
-Может в тексте где-то есть метафора? (Да, машины бегут)
-Есть и эпитет (цветные светофоры)
-Для большей выразительности автор использует устойчивые сочетания слов, фразеологизмы. («И день, и ночь горят», «считать ворон»)
-Ребята, можно поступать как Петя? (Нет, нужно соблюдать ПДД)
-А сейчас мы прочитаем стихотворение В. Семенина о том, что можно делать на дорогах, а что нельзя «Запрещается – разрешается»

ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ В.Семерин

И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу
За — пре — ща — ет — ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается

Если едешь ты в трамвае,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,
За — пре — ща - ет — ся!
Уступить старушке место
Разрешается.

Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи!

При зеленом даже детям
Разрешается...
Переход при красном свете
За — пре — ща - ет — ся!

А теперь расскажите мне, что же нужно делать на дороге? (проходить по тротуару только с правой стороны. Ехать в трамвае нужно аккуратно, не толкаясь. Старшим нужно уступать место. Через перекресток проходить осторожно. Только на зеленый свет!)
-Молодцы ребята! Сейчас мы разберем еще одно стихотворение и перейдем к проверке домашнего задания. О. Бедарев «Если бы»
ЕСЛИ БЫ…
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
— На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!

— Мне наплевать на красный свет! -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза,
Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!» —
И как попало ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.

Да ... там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:
Машины — прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину.
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
-О чем стихотворение? ( О том, что все участники дорожного движения должны уважать друг друга. Пешеход и водитель должны знать ПДД и быть внимательными. А если всем станет неожиданно все равно, то никакого порядка на дороге не будет, и могут быть самые плохие последствия).
-Хорошо, что же автор использует для более яркого описания в своем тексте? (устойчивые выражения, эпитеты, метафоры, гипербола).
Гипербола – это разновидность метафоры или сравнения, состоящая в том, что сопоставляемому компоненту приписываются свойства, значительно превышающие реальные. Есть и противоположный художественный прием – литота.
Литота – обратна гиперболе. Это преуменьшение .
-Ребята! Дома вы все прочитали «Сказку про убежавшие велосипеды» О. Камакина. Сейчас мы ее проанализируем. Скажите, какой художественный прием взят за основу в этом рассказе? (Олицетворение. Велосипеды здесь представлены живыми существами. Они переживают, боятся, мыслят, страдают, радуются).
Да! Очень хорошо! А эпитеты, метафоры в сказке есть? (Разумеется, они делают описание героев более интересным).
-Ребята! Попытайтесь сформулировать тему сказки! (Безответственное отношение к своим вещам и легкомысленное отношение к окружающим на дорогах).
-Сколько раз Ваня и Миша нарушают правила дорожного движения? (Три раза)
-Как вы думаете, почему же ребятам не было достаточно одного серьезного разговора, чтобы измениться? (Они не понимают всей серьезности ситуации. Каждый раз им весело. Мальчики не думают об окружающих. Таких детей можно назвать безответственными).
-Как же на все это реагируют сказочные велосипеды? (Они очень огорчены, что им достались такие хозяева. Велосипеды хорошо знают ПДД, но ничего не в силах изменить, так как попали в плохие руки).
-И на что же в конце концов решаются двухколесные друзья? («Аист» и «Салют» сбегают к юным инспекторам движения. Здесь они видят порядок во всем. Эти мальчики не только не нарушают ПДД, но и учат других ребят правильно вести себя на дороге).
-Как вы считаете правильно поступили «Аист» и «Салют»? (Да! Они надеялись на исправление своих хозяев. Три раза попадали в тяжелые аварии. В итоге велосипеды просто боялись находится дальше с Ваней и Мишей. Сказочные герои спасают себя. Они хотят нести созидание, а не разрушение).
-Все вместе герои еще встретятся? (Да! «Аист» и «Салют», попав в отряд юных инспекторов движения, видели Мишу и Ваню еще раз. Но мальчики свои велосипеды не узнали, так как сказочные герои изменились в лучшую сторону после того, как их полностью привели в порядок. Велосипеды были рады, что ребята их не узнали и не забрали назад, хотя после этого и сами мальчики больше не нарушали).
-Молодцы! Чему же нас учит данный рассказ? (Данная сказка заставляет задуматься всех нас о своем поведении в общественных местах и на дорогах).
-Какие правила нарушили мальчики? (Мальчики катались на велосипедах по лестнице. Это угрожало не только их жизни, но и жизни окружающих. Ведь ездить там, где ходят люди, нельзя никакому транспорту! Затем ребята решили покататься по проезжей части, при этом они обгоняли друг друга. Перестраивались с одной полосы на другую. Наконец, они выскочили на перекрёсток прямо на красный.
А в третий раз мальчики просто зацепились за грузовую машину, чего категорически делать нельзя. Могли пострадать очень многие).
-Ребята а с какого возраста разрешается передвигаться на велосипеде по проезжей части. (После 14 лет)
-Получается, наши герои нарушили еще и это правило, ведь им было по 12 лет. Двигаться велосипедист должен по специальной велодорожке или по правой стороне дороги с краю. Запрещается ездить велосипедистам по тротуарам и дорожкам для пешеходов. Так же следует помнить, что вы являетесь водителем транспортного средства только тогда, когда пребываете в движении на велосипеде, а если вы катите его, то вы пешеход, и, следовательно, нужно соблюдать правила дорожного движения пешеходов!
-Ребята! Мы очень хорошо поработали! Давайте подведем итоги. Кто сможет сделать вывод по уроку? Вывод будет состоять из двух частей. Из новых литературных терминов, которые мы сегодня узнали и, конечно же, из ПДД, рассказы и стихи о которых нам сегодня помогали в закреплении нового материала.
4. Вывод: Изобразительно – выразительные средства языка просто необходимы в речи. С помощью этих приемов мы можем сделать наши высказывания более яркими и интересными. Можем к чему-то призвать или наоборот – переубедить. Эпитеты, метафоры, олицетворения, фразеологизмы – все это украшает наш великий язык.
-Очень хорошо! А почему же мы взяли за основу именно рассказы и стихи по ПДД? (в наше время мало кто добросовестно следует ПДД. Многие их просто не знают).
-Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная проблема очень актуальна и требует решения. И одно из таких решений – проводить нестандартные уроки по литературе и другим предметам! Ну и завершить наш сегодняшний урок хотелось бы стихотворением С. Михалкова «Моя улица»



МОЯ УЛИЦА

Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.


-О ком данное стихотворение? И почему именно им я решила закончить наш урок? (Данное стихотворение об инспекторе ГИБДД. Он управляет всем на дороге. Контролирует движение. К нему можно обратиться с вопросом, если что-то непонятно! Он является «сердцем» дороги. Поэтому мы и заканчиваем стихотворением о нем).
-Найдите же мне здесь средства выразительности. (Эпитеты: ловкий постовой; гипербола: управляет сразу всеми, никто на свете так не может).
-Правильно! Молодцы! Я надеюсь, что вы никогда не повторите ошибок Вани и Миши, будете соблюдать правила дорожного движения.
5. Выставление оценок, домашнее задание.
Домашнее задание: Написать стихотворение, рассказ или сказку по ПДД, используя средства выразительности.








 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню