ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ – ОСНОВА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ - МИГ ЮИД Воронеж

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Информ. портал > Педагогам > Уроки по ПДД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
 УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80

Конкурсная работа «Формирование культуры безопасного 
поведения на дорогах средствами учебных предметов»

Номинация: Необычный урок
(для обучающихся 9-10 классов (14-16 лет))


ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ – ОСНОВА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ


Выполнила: Рыбкина Галина Викторовна,
учитель физики ВКК, к.п.н.,
МБОУ СОШ № 80 г. Воронежа


ВОРОНЕЖ 2015

НЕОБЫЧНЫЙ УРОК
ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ – ОСНОВА 
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Тактическая цель урока: Средствами учебного предмета «физика» формировать у учащихся правильное отношение к правилам безопасного поведения на дорогах.
Оперативные цели урока (как цели развития личности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС):
когнитивное развитие личности учащихся путём обобщения и систематизации полученных учащимися знаний по теме «Механика», показывая возможности применения полученных знаний к решению практических задач повседневной жизни, связанных с вопросами безопасности участников дорожного движения, формируя умения объяснять наблюдаемые явления, связанные с движением транспортных средств, расширяя кругозор учащихся;
творческое развитие личности учащихся , формируя умения применять знания в новой ситуации, работать со статистическими данными, получая из них необходимую информацию, продолжая формировать умения анализировать реальные жизненные ситуации с позиции знания физических законов;
эстетическое развитие личности учащихся, воспитывая у учащихся аккуратность при оформлении решения физических задач в соответствии с правилами, культуру речи и поведения;
нравственное развитие личности учащихся, воспитывая гражданскую сознательность, ответственность за собственные поступки, уважение к «Правилам дорожного движения», формируя осознанную необходимость выполнять эти правила;
коммуникативное развитие личности учащихся, прививая навыки доброжелательного общения, взаимопомощи, адекватной оценки действиям и поступкам.

1. Вступительное слово учителя (слайд 1).
Уважаемые участники дорожного движения! Да-да, вы не ослышались, все мы являемся активными участниками этого увлекательного процесса. И поскольку, вы, в силу своего возраста ещё не имеет прав на управление транспортным средством, то в пьесе «Дорожное движение», вам отведены лишь две роли: пассажира и пешехода. Однако, это совсем не второстепенные роли, при некоторых обстоятельствах они могут стать даже главными.
2. Анализ статистических данных ДТП по России и Воронежской области (слайд 2).
По данным сайта http://dorinfo.ru/99 число погибших в ДТП по сравнению с 2010 годом возросло незначительно (1,1%), при этом количество таких аварий со смертельным исходом с участием пассажиров сократилось на 17,9%.
Как Вы думаете, почему произошло это снижение?
Учащиеся высказывают свои предположения, учитель дополняет:
Увеличение стоимости штрафа за непропуск пешехода.
Рост сознательности водителей.
Действие социальной рекламы.
Рост внимательности пешеходов
Улучшение качества дорожного полотна.
Рациональность дорожной разметки
Новые подходы к организации дорожного движения и др.
Эта, хотя и положительная динамика всё равно не радует, ведь общее количество погибших в ПТП за год огромно, по сути, это население небольшого районного города, например Семилуки (26 617 чел.).
(слайд 3) Давайте обратимся к статистике ДТП по Воронежской области за 2015 год (по данным Госавтоинспекции на 3.12.15. http://www.gibdd.ru/r/36/stat/).
Наименование показателя ДТП погибло
ДТП и пострадавшие пешеходы (всего) 892 129
--из них--
из-за наезда на пешеходов 873 127
--в том числе--
по вине водителей 440 63
по вине пешеходов 358 78
в темное время суток 424 93
на пешеходных переходах 249 24

Как вы видите, количество ДТП с участием пешеходов огромно, особенно удручает тот факт, что такие происшествия происходят и на пешеходных переходах. Многие дорожно-транспортные происшествия происходят с участием школьников и часто виновниками этих эпизодов становятся дети, которые не соблюдают ПДД. К наиболее распространенным нарушениям относятся (слайд 4):
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора.
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта.
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом.
4) Нарушение правил езды на велосипеде.
5) Игра на дороге.
Случалось ли Вам или вашим товарищам нарушать правила дорожного движения? В каких ситуациях это происходило?
Учащиеся делятся наблюдениями из повседневной жизни.
Учитель: мне не хочется читать вам нравоучения, вы уже достаточно взрослые люди, поэтому не будем повторять очередной раз, как надо и как не надо переходить дорогу, железнодорожные пути, на какой сигнал светофора нужно это делать. Для этого есть специальные уроки ПДД. Я же, как учитель физики, хочу чтобы вы, оперируя физическими законами, пришли к осознанному пониманию того, почему нельзя нарушать правила дорожного движения, независимо от того, водитель вы, или пешеход. Ведь именно знание законов физики является основой безопасности дорожного движения.
3. Решение физических задач, убеждающих в том, что знание физических законов является основой безопасности движения (слайд 5–7).
Условие задачи представляется на слайде, учащиеся решают задачу у доски (1 человек), остальные фиксируют решение в тетради.
По данным учёных, чем больше население города, тем выше скорость движения пешеходов, в среднем 4 км/ч. Но скорость движения автотранспорта значительно больше. Решим следующую задачу:

Задача №1. Сравните, какой путь проходит пешеход за 3с и путь автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч (максимальная скорость, разрешенная при езде по городу) за это время.

Дано:
v_1=4км/ч
v_2=60км/ч
t=3c СИ:
≈1,1 м/с
≈16,7 м/с Решение:
s_1=v_1∙t
s_2=v_2∙t
s_1=1,1м/с∙3с=3,3м
s_2=16,7м/с∙3с=50,1м
s_1-?,
s_2-?

Вывод: вы пройдете около чуть более 3 метров. А машина за это время проедет 50м. Об этом надо всегда помнить, когда переходите проезжую часть. Но оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. По статистике, которая, как известно, знает всё, 50% пешеходов только 4 с могут спокойно стоять на тротуаре в ожидании разрешающего сигнала светофора, а на пятой они готовы рискнуть жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги.
Некоторые их этих горе-пешеходов думают, что водитель обязательно затормозит, как только их увидит. Но! Ни одно транспортное средство не может остановиться мгновенно. Почему? Ответить на этот вопрос нам помогут всё те же законы физики.
Задача №2. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Согласно 2 закону Ньютона тормозящая сила F=m∙a, следовательно, ускорение, с которым тормозит автомобиль a=F/m, где m – масса автомобиля с пассажирами.
Тогда при равнозамедленном движении тормозной путь автомобиля s=(a∙t^2)/2, так как t=v/a, то s=v^2/2a . Таким образом, видно, что какая бы сила не действовала на машину при торможении, всегда до полной остановки необходимо некоторое время, за который автомобиль пройдет тормозной путь. Давайте решим конкретную задачу.

Задача №3. Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля по сухой и ровной дороге, тормозное ускорение равно 3,9м/с2 Чему равен тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 36 км/ч? Как возрастёт этот путь, если скорость увеличится в 2 раза?

Дано:
v=36км/ч
a=3,9м/с^2 СИ:
=10м/с Решение:
s=v^2/2a
s=(〖10〗^2 м^2/с^2 )/(2∙3,9 м/с^2 )≈12,8 м
Если скорость возрастёт в 2 раза, то тормозной путь возрастет в 4 раза, т.е. при скорости этого автомобиля 72км/ч, тормозной путь составит 51,3 м!!!
s-?,

Но вы прекрасно понимаете, что это идеальные условия, на тормозной путь могут оказывать влияние множество факторов, в том числе состояние дорожного покрытия, дождь или снег (слайд 6).
Посмотрите на таблицу.
Какие выводы можно сделать при её анализе?
Учащиеся высказывают своё мнение:
При дожде коэффициент сцепления с дорогой уменьшается в 2 раза.
На обледенелой дороге коэффициент сцепления самый минимальный, и др.
Давайте решим ещё одну задачу.
Задача №4. Легковой автомобиль производит экстренное торможение
а) на сухой асфальтированной поверхности и
б)на обледенелой дороге.
Автомобиль движется по трассе с разрешенной скоростью 90 км/ч. Сравните тормозные пути автомобиля.
Дано:
v=90км/ч
μ_1=0,7
μ_2=0,1 СИ:
=25м/с Решение: При торможении на автомобиль действует сила трения, работа которой А_(тр.)=-F_тр∙s
Эта работа идет на изменение кинетической энергии автомобиля :
А_(тр.)=∆Е_к=0-(m∙v^2)/2сли
F_(тр.)=μ∙m∙g, следовательно, μ∙m∙g∙s=(m∙v^2)/2, отсюда s=v^2/(2μ∙g)=(625 м^2/с^2 )/(2∙0,7∙10 м/с^2 )= 44,5 м, на обледенелой дороге этот показатель возрастает в 7 раз и составит 312 м!!!
s-?,

Выводы сделайте сами!!!
(слайд 7) В начале урока я сказала, что все мы актёры в пьесе, под названием «Дорожное движение». Давайте разыграем сценку из этой пьесы. Мне нужны добровольцы – 3 человека. Сценарий: пассажир передаёт водителю деньги за проезд. Один из вас ¬– водитель, второй – пассажир, а третий, сторонний наблюдатель, вооруженный секундомером. Давайте, смоделировав ситуацию, определим время, на которое отвлекается водитель, чтобы взять плату за проезд (учащиеся разыгрывают сценку, экспериментально определяется время, на которое отвлёкся водитель. В задаче берётся именно это время!).
Задача №5. Время отвлечение водителя составляет 2 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч?

Дано:
v=54км/ч
t=2с СИ:
=15м/с Решение:
s=v∙t
s=15м/с∙2с=30м
s-?,
Вот почему «Правилами дорожного движения» запрещено отвлекать водителя во время движения!!!
В настоящее время благодаря огромным усилиям правительства, Госавтоинспекции, проводится огромное количество мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Одним из направлений этой деятельности является создание социальной рекламы и её трансляция по всем центральным каналам. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который непосредственно касается нас как пассажиров транспортного средства (ролик «Пристегни ремни» взят с сайта http://www.gibdd.ru/r/36).
Как вы видите, снова физические законы объясняют правила дорожного движения. Давайте обратимся к расчётам.
Задача №6. По данным, из видеоролика «Пристегните ремни» определим силу удара при падении тела с 5-гоэтажа. Высота среднего 5-этажного дома равна 15 м.
Дано:
h=15м
СИ:
=25м/с Решение:
По второму закону Ньютона F∙t=∆p=m∙∆v
Скорость, которую приобретает тело при падении с 5-го этажа без учета сопротивления воздуха, можно определить из закона сохранения энергии
m∙g∙h=(mv^2)/2, отсюда ∙v=√(2∙g∙h)=17,3 м/с.
Если пассажир (или водитель) имеет массу 70 кг, то
F=(m∙v)/t=(17,3∙70)/t=(1212 (кг∙м)/с)/t
Как вы видите, сила удара зависит от времени удара: чем больше время, тем меньше сила удара.
F_удара-?,


Вопрос к учащимся: как же ремни безопасности могут повлиять на силу удара?
Ответ: они затягивают время удара, а значит, смягчают его силу. Именно поэтому в случае аварии они могут спасти вам жизнь.
4. Итог урока (слайд 8).
Итак, проанализировав различные ситуации, которые могут возникнуть между пешеходами, пассажирами и водителями, опираясь на законы механики, проведя необходимые расчёты, доказали, что именно знание физических законов, является основой безопасности дорожного движения, и соблюдение простых правил дорожного движения сбережёт вашу жизнь и здоровье. Не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
5. Домашнее задание (слайд 9): в качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить несколько мини-проектов, с опорой на законы физики:
1. Железнодорожный переезд – зона повышенной опасности.
2. Туман: какие опасности он представляет для водителей и пешеходов?
3. Почему выезд на полосу встречного движения самая распространённая причина аварии?
4. Для чего нужны светоотражающие элементы на одежде?
5. Что должен знать и выполнять велосипедист, чтобы не стать участником аварии.


 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню